Законодательство о торговле пивом
Изменение в законодательстве с 01.01.13
С 1 января 2013 года вступает в силу запрет на розничную продажу пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции в нестационарных торговых объектах и без применения контрольно-кассовой техники, а также в ночное время.
С 1 января 2013 года розничная торговля пивом и пивными напитками должна производиться в стационарных торговых объектах и складских помещениях, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде на срок от года и более лет.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
- в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
- в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
- на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
- на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
- на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
- в нестационарных торговых объектах;
- несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность;
- без сопроводительных документов.
Кроме того, ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускает розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
«Зоной свободной торговли спиртным» станут предприятия общественного питания, имеющие соответствующие лицензии. На них запреты и временные ограничения не распространяются.
В соответствии с последними изменениями, организации, осуществляющие розничную торговлю алкогольной продукцией, за исключением пива и пивных напитков,обязаны использовать для таких целей стационарные торговые объекты и складские помещения площадью не менее 50 кв. метров в городах и 25 кв. метров в сельской местности на условиях собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на срок год и более лет. Соответственно, лицензия будет выдаваться только при соблюдении этих условий. Если лицензия уже получена, в срок до 1 июля 2012 года пакет документов необходимо привести в соответствие с законом.
"Нужна ли лицензия на розничную продажу пива?".
Нет.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ определено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением ряда видов деятельности, в том числе по производству и обороту пива и пивных напитков. При этом указанный пункт действует как до 1 января 2013 года, так и после этой даты.
По поводу требования о наличии контрольно-кассовой техники необходимо отметить, что плательщики ЕНВД, вправе выбирать между применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и выдачей по требованию покупателей (клиентов) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Об этом информировала ФНС России в своем письме от 17.08.2011 №АС-4-2/13461. С 01.01.2013 указанное выше право появиться у индивидуальных предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения.
Пиво получило официальный статус алкогольного напитка
Фактически пиво и прежде относилось к алкогольной продукции. Так, до июля 2012 алкогольной считалась пищевая продукция крепостью более 1,5 процентов. Начиная с июля 2012 года, алкогольной продукций будет признаваться пищевая продукция крепостью более 0,5 процентов. Об этом говорится в подпункте 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.07.11 № 218-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ). Получается, что большинство сортов пива изначально попадали под это определение.
Но раньше пиво не было выделено в качестве отдельного вида алкоголя. С июля 2012 года пиво и напитки, изготовленные на его основе, будут признаваться самостоятельными видами алкогольной продукции наравне с вином и водкой. К тому же появились три новых определения: для пива, для напитков, изготовленных на основе пива, а также для сусла (подп. 13.1, 13.2 и 13.3 ст. 2 Закона № 171-ФЗ) (для простоты далее под пивом будем подразумевать не только само пиво, но и изготовленные на его основе напитки).
Плюс к этому с 22 июля 2011 года упразднена норма, согласно которой действие Закона № 171-ФЗ не распространялось на производство и оборот пива. Все эти поправки означают, что требования и ограничения, предусмотренные для крепких напитков, в общем случае применяются и к пиву. Такая же точка зрения отражена в информационном разъяснении Росалкогольрегулирования.
Лицензии на торговлю пивом не нужны.
Оптовая продажа пива, в отличие от ряда других видов алкоголя, не требует лицензии. Розничная продажа пива также освобождена от лицензирования. Это прямо следует из пункта 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ.
Кто вправе торговать пивом
Заниматься розничной продажей пива могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Что касается оптовой торговли пивом, то она разрешена только юридическим лицам. Данное правило установлено пунктом 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ и действует с 22 июля 2011 года.
Где можно продавать пиво
С 22 июля 2011 года и по 31 декабря 2012 года включительно, пиво, крепость которого не превышает 5 процентов, можно продавать в розницу как в стационарных, так и в нестационарных объектах (ларьках, палатках, павильонах и проч.). Пивом крепостью более 5 процентов можно торговать только в стационарных торговых объектах.С 1 января 2013 года любое пиво независимо от крепости разрешат продавать исключительно через стационарные объекты.
Кроме того, существует перечень мест, где нельзя продавать никакие спиртные напитки, в том числе и пиво. Это детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, а также прилегающие к ним территории. Сюда же относятся оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты и прочие места массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности. Также под запрет попадают военные объекты, прилегающие к ним территории, все виды общественного транспорта, остановки, автозаправки и организации культуры. Данный перечень приведен в пункте 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ и действует с 22 июля 2011 года.
Ограничения по площади
Для продажи пива ограничения по площади торгового объекта отсутствуют. Другими словами, если компания или предприниматель занимаются исключительно торговлей пивом, они могут использовать любой, даже самый маленький магазин.
Но если кроме пива на прилавке стоят другие спиртные напитки, с июля 2012 года придется соблюдать определенные условия. Так, в городе общая площадь магазина и склада, в котором продаются такие напитки, должна быть не менее 50 квадратных метров, в сельской местности – не менее 25 квадратных метров.
Когда можно продавать пиво
С 22 июля 2011 года и по 31 декабря 2012 года включительно, пиво крепостью не более 5 процентов, можно продавать в розницу круглосуточно. Пивом, крепость которого превышает 5 процентов, нельзя торговать с 23.00 до 8.00 по местному времени.С 1 января 2013 года розничная продажа любого пива, в том числе слабоалкогольного, в промежуток времени с 23.00 до 8.00 будет запрещена (п. 5 ст. 16Закона № 171-ФЗ).
Предприятия общепита
Многие ограничения не распространяются на организации и предпринимателей, которые оказывают услуги общественного питания. В частности, им не запрещено торговать пивом в организациях культуры, на рынках, вокзалах, в аэропортах и прочих местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности.Кроме того, точки общепита могут продавать пиво любой крепости вне стационарного объекта торговли, без применения ККТ и круглосуточно.Наконец, для организаций общественного питания региональные власти не вправе устанавливать нижнюю планку по размеру уставного капитала.
Штрафы за нарушения, связанные с торговлей пивом
Торговля крепким пивом (с 2013 года – любым пивом) без применения контрольно-кассовой техники может обернуться административным штрафом. Его размер для организаций – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и предпринимателей – от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, для граждан – от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Штрафы за торговлю пивом в неположенное время и в неположенном месте составляют: для организаций – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП – от 3 тыс. до 4 тыс. рублей. Плюс к этому пиво могут конфисковать (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
За несвоевременно представленную «пивную» декларацию предусмотрен штраф по статье 14.19 КоАП РФ: для организаций – от 70 тыс. до 80 тыс. рублей, для должностных лиц и предпринимателей – от 3 тыс. до 4 тыс. рублей.
Административный штраф за розничную продажу пива несовершеннолетним составляет: для организаций от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, и для граждан от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ). Уголовная ответственность за неоднократную розничную продажу пива несовершеннолетним – это штраф от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период шесть месяцев. Вместо штрафной санкции могут назначить исправительные работы до одного года и лишить права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 151.1 УК РФ).